8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 69

В конец, Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу. Перевод: В конец, Давида, в воспоминание о том, что спас его Господь. «Давид извлек и составил его (*69 Пс.) из слов 39-го псалма, для того, чтоб иметь его всегда под рукою в готовности» (ЕЗ). Он хотел постоянно держать в памяти, перед глазами души, эту краткую, глубокую, емкую, сильную молитву.

«В воспоминание». Что же хотел помнить и не забывать царь Давид? 1. Свой грех против Бога, Урии и Вирсавии, точнее, уроки своего падения. Зачем? Чтобы трезво и смиренно судить о себе и, не уставая, благодарить Бога за милость прощения, чтобы не ослабевать в покаянии и устоять в грядущих искушениях. По мысли Евсевия, Давид пел псалом, «как некую заклинательную песнь и противоядие от демонов» (в ЕЗ), чтобы оставить их без победы. Давид поет, чтобы помнить, помнит, чтобы устоять в духовной борьбе: он молится словами псалма, чтобы его спас Бог: «во еже спасти мя Господу». Спасает Бог. Спасает уповающего, терпеливого, трезво оценивающего себя и свое недостоинство.

2. Или Давид обещается не забыть ни одно из спасительных дел Господа, ему открытых – прошедших и грядущих. Они предмет памятования Давида: «Другие, напротив того, говорят, что Давид пел этот псалом при воспоминании тех зол, которые претерпел от врагов своих, и пел, чтоб не забывать благодатной помощи, полученной им тогда от Бога» (ЕЗ). Однако этих «последних слов: во еже спасти мя Господу – нет ни в еврейской, ни в греческой Библии» (в ЕЗ).

Главные смыслы псалма – духовно-нравственные. Пред нами псалом-молитва. И молитву эту, краткую и емкую, Давид мог произносить как от своего лица, так и от лица святого ветхого Израиля, от лица Израиля покаявшегося, от лица языческого мира, ищущего истины, от лика Апостольского и от лица всего человечества: «Пророк воспевает этот псалом от лица человечества, которое умоляет Бога — восстать на помощь ему. Ибо этим посрамлены будут сопротивные ему враждебные демоны и возвеселены радующиеся о спасении его» (АВ). Или иная трактовка: 69 Пс., как и «ст.12-18 (*39 Пс.) можно считать молитвою Богочеловека от имени искупленного, под игом страстей и неисчетных страданий вздыхающего человечества» (ИО). Но все же 69 Пс. - молитва человека, а не Богочеловека: Христос - Адресат молитвы. Для того и была она отделена от текста 39 Пс., чтобы можно было повторять ее от своего лица. Словами 69 Пс. о себе молится Церковь: псалом «внесен святой Церковью в состав церковного богослужения: словами этого псалма на великом повечерии и на полунощнице субботней Церковь молит Бога о даровании христианам помощи против видимых и невидимых врагов, воюющих на них во дни и в нощи» (ГР).

В этой краткой молитве сказано все, и ее принимает Бог. В ней добро и зло, Небо и земля, праведник и мир - все занимают свои места, а псалмопевец обращен ликом к Богу и молит Его о защите и спасении. Возле Бога - место его души, и дело его – молитва: ст. 2-3. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Перевод: Боже, помощь мне окажи! Господи, не замедли помочь мне! Да постыдятся и посрамятся ищущие гибели моей, да обратятся вспять и постыдятся желающие мне зла! Прежде Давид молится о себе: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися». «Вонми – в переводе с еврейского читается: поспеши» (ГР). «Поспеши» - не замедли: помоги, устрой, содействуй. То же значение имеет выражение: «помощи ми потщися» – постарайся мне помочь.

В 3 ст. Давид открывает Богу свою беду: враги ищут его душу, чтобы погубить ее. Вторая молитва – о врагах. Праведник не отвечает им тем же злом, а передает отмщение и суд Господу, поэтому помощь Божия ему необходима. Текст допускает, что враги - это демоны и люди, принявшие их внушения: «Ищущие причинить вред душам нашим суть преимущественно демоны; ищут также и те люди, которые раздражают в нас желание худых дел и неприличных удовольствий» (ЕЗ). Давид молит: «Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая». Здесь не клятва, а молитва, хотя по форме она не отличается от клятв предшествующего 68 Пс. Но там говорил Господь: Он возглашал откровение о неизбежном наказании распинателей и возвещал о духовном законе. Здесь Давид говорит от себя и от лица страдающего праведника: «Да обманутся, говорит, в своем ожидании желающие смерти моей, и плодом их ожидания да будет стыд» (АВ). «Да постыдятся», «да посрамятся», «да возвратятся» не следует понимать как зложелание: Давид просит не о злом, а о полезном для врагов своих. Гордым и жестокосердным душам полезен стыд. Им полезно возвратиться от злых замыслов и от злых дел домой - к добру, в котором были сотворены и которое оставили (мысль свт. Кирилла в ЕЗ). Давид молит о явлении Божественной правды: постыдиться и потерпеть поражение должны искушающие на грех; Бог не даст погибнуть праведнику от меча врага видимого и внушения врага невидимого.

И далее следует уточнение: Ст. 4. Да возвратятся абие стыдящеся глаголющий ми: благоже, благоже. Перевод: Да обратятся вспять со стыдом говорящие мне злобно: «Добро же тебе, добро!». Пусть возвратятся к добру и устыдятся тотчас«абие». Устыдиться они должны своего лукавства: говорили о благе («благоже, благоже»), а творили зло. Или: выражение «благоже, благоже» «выражает посмеяние», издевку (ЕЗ, в коммент. к 16 ст. 39 Пс.). Так вот пусть постыдятся и перестанут злословить. Пусть они не успеют ни в чем, тогда их зло не состоится, и в этом для них будет благо.

Следующая молитва Давида - о Церкви святых: ищущим Бога, любящим Спасителя и спасение Его принадлежат радость и веселие духовное, источник которых - в богообщении: ст. 5. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже, и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Перевод: Да возрадуются и возвеселятся о Тебе ищущие Тебя, Боже, и говорят жаждущие от Тебя спасения: «Да возвеличится Господь!». Искать Бога любовью может только тот, кто поднимается по лестнице духовной, а подъем сопряжен с преодолением своего ветхого человека – делом самым важным и трудным из всех дел человеческих. Но потрудившиеся в этом обретут в вечности нечто противоположное горечи и тяжести пути: их ждет радость и веселье. И Давид молит, чтобы так было: «Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже». Ищущий Бога любит Его Самого и Его спасение – заповеди, учение, Церковь, которые приводят к спасению, - т.е. дело Его. Ищущие Бога = «любящие спасение Твое». О них Давид молит, чтобы всегда искали не своей славы, а славы Господа: «да глаголют выну, да возвеличится Господь».

Как следует понимать слова: «спасение Твое»? 1.Спасением называют Самого Господа, который возвеличится на Кресте. «Слова Исихия: Спасением у Отца называется Христос; ибо чрез Него произведено спасение рода человеческого. Посему и Симеон, приняв Христа на объятия свои, говорил: видели очи мои спасение Твое» (в ЕЗ). Да возрадуются любящие Господа!

2. Спасением называют Его дело: «Или спасением называет вочеловечение Христово, как сделавшееся спасительным для погибавших людей. Итак, сии-то, говорит, удостоившиеся получить Твою помощь, пусть скажут: да возвеличится Господь, то есть, да будет Господь велик пред глазами всех» (ЕЗ в комментариях к 17 ст. 39 Пс.). Те, кто с любовью ищет Тебя, найдет Тебя, - Спасителя и спасение свое (преображение, обожение). Причину радости и спасения они будут неизменно полагать в Господе, а не в себе.

Пусть духом, устами и делами жизни они повторяют одно: «Да возвеличится Господь», потому что не ищут собственного величия, а любят славу Божию, потому что ненавидят все суетное и уводящее от спасения. «Да возвеличится Господь» - это почка, из которой расцветет прекрасный цветок - песнь Пресвятой Девы: «"Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем" (Лк. 1:46-47). И все блаженные и праведные потомки царепророка Давида были, конечно, преисполнены этого святого желания своего царственного Богоотца, как это видим из примера Пресвятой Девы Марии, сподобившейся быть Матерью Господа Иисуса, Сына Божия, Которая при свидании с праведной Елизаветой в ответ на радостное приветствие последней изрекла это псаломское величание Господа» (ГР в комментариях к 17 ст. 39 Пс.).

Ищущие и любящие Бога да возрадуются (5 ст.) - я же нищ и убог. Во мне самом нет ничего доброго: «…Я лишен праведности упомянутых выше мужей, и, живя в нищете, не имею богатства праведности, потому умоляю не лишить меня помощи Твоей» (АВ). Если что и есть во мне доброго, то только потому, что Господь о мне печется и открывает Себя и истины Свои. Так должна мыслить о себе каждая душа, стоящая пред Богом Своим. Так говорил о себе и пророк Давид: ст. 6. Аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми: Помощник мой и Избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни. Перевод: А я нищ и убог. Помоги мне, Боже, Податель помощи, Избавитель мой, Господи, не замедли! Пророк вновь, как и в начале псалма, молит Бога о себе: «не закосни – здесь то же, что потщися (ст. 2), т.е. "ускори, Господи, не умедли с Своею помощью"» (ГР). Пророк, от лица каждой покаявшейся и скорбящей души, исповедует свою нищету, упование на любовь Божию, на Его защиту и помощь. И молится: не замедли. Не замедли помочь в земных делах. Не медли: мы ждем пришествия Твоего. Текст вмещает исторический, духовный и мессианский смыслы.

«Аз же нищ есмь и убог». Чей голос мы слышим в 6 ст.? Кто этот «аз»? 1. Давид. «Несмотря на свое царское достоинство и соответственное сему богатство, св. Давид признает себя нищим и убогим, желая тем показать ничтожество нашей греховной природы и нашей временной жизни и научить смирению, которое низводит благодать Божию на человека (Иак. 4:6): "Чем более ты велик на земле, тем более смиряйся и покоряйся, и обрящешь тем благодать у Бога". Умаляя себя и взирая на богатство благости Божией, св. Давид называет себя нищим и бедным в видимом мире, а потому и просит и надеется получить скорую помощь от Бога» (ГР). «Скорая помощь» может быть только на земле, но емкий псаломский текст содержит и высший смысл: помощь = спасение от смерти, ада, тирании невидимых сил, которое совершит Воплотившийся. В 6 ст. можно видеть молитву о Боговоплощении: «думаю, что сей блаженный, предвидя имевшее излиться на христиан богатство духовных дарований, пожелал и сам иметь оное, но поелику он жил задолго до дней и времен христиан и не мог достигнуть желаемого, то посему, скорбя и оплакивая сие лишение свое, он сказал: я нищ и беден, как не получивший сего духовного богатства; впрочем Бог попечется о мне, чтоб и я мог участвовать в этом духовном богатстве и славе, которую имели получить после христиане. Где ж участвовать? В Царствии Небесном; а что это истина, о том свидетельствует Господь так: Многие пророки и праведники желали увидать, что вы видите, и не видели, и слышать, что слышите, и не слышали (Матф.13, 17). О таковом-то желании своем просит Давид Сына Божия не замедлить прийти и сделаться человеком» (Феодорит в ЕЗ в комментариях к 18 ст. 39 Пс.). Итак, Давид говорит от своего лица.

2. Св. Кирилл относит эти же слова в 39 Пс. к святому ветхозаветному Израилю, уповающему на приход Спасителя: «Кирилл: Древний Израиль называет себя нищим, и бедным и просит, чтобы не замедлило предсказанное о нем спасение» (в ЕЗ). К этому Израилю принадлежит и Давид.

3. Свт. Афанасий относит это исповедание (также в 39 Пс.) к раскаявшемуся Израилю: «Исполненный великой дерзости Израиль, пришедши в раскаяние, именует себя нищим и убогим, и уже соглашается в том, что и ему упование — Господь. Помощник мой и защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни. К сему-то концу, говорит, придет Церковь, прежде обнищавшая и великую бедность терпевшая в мире, но обогатившаяся Твоею силою и прославленная Твоею помощью, о чем и просит Бога, чтобы не закоснел; в сем, по прошению ее, и не коснит Он, как сказано: идый приидет, и не умедлит (Авв. 2, 3)» (АВ).

4. «Слова Евсевия: …Но, быть может, он говорить сие и от лица языческого народа, как нищего и бедного по причине греховности и нечестия и просящего ускорить помощью Христовою, и посрамить умных врагов. Ибо когда мы потеряем всякую помощь человеческую, тогда вместо всего найдем Бога» (в ЕЗ).

5. Зигабен в комментариях 39 Пс. выразил мысль, которая верна и здесь: Давид говорит от лица каждого христианина: «Это сказывается от лица каждого христианина: каждый христианин нищ, потому что оставил все имения свои ради Христа, беден, потому что трудится и снискивает нужное ко спасению его» (ЕЗ).

Емкий текст 69 Пс. включает все эти смыслы. Он предлагает нам образцы молитв – о себе, о врагах и о праведных. Давид молится от своего лица, но его устами говорит каждая душа. Он праведник, но объединяет себя с нищими, не имеющими подлинной праведности и просящими о ней Бога.

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).